Киноиндустрия Российской Федерации
Исследование выполнено компанией «Невафильм» при участии компании
«RFilms» («Инвест Коллегия») и «Гротек» для Европейской аудиовизуальной
обсерватории.
Директор публикации: Вольфганг Клосс, исполнительный директор Европейской
аудиовизуальной обсерватории.
Наблюдающий редактор: Андре Ланж (Европейская аудиовизуальная обсерватория).
Исследовательская группа:
Олег Березин, Ксения Леонтьева, Светлана Мудрова, Элеонора Кольенен-Иванова
(Невафильм Research); Константин Нафиков, Анастасия Чудакова, Анастасия Биткова,
Татьяна Беляева («RFilms»); Александр Власов, Анна Заварзина, Дарья Минакова
(компания «Гротек»); при участии Алексея Сохнева (Министерство культуры РФ).
Главный редактор: Ксения Леонтьева (Невафильм Research).
Редактура и корректура русского текста: Александр Леонтьев.
Верстка: Александр Мелешкин.
Издатель:
Европейская аудиовизуальная обсерватория (European Audiovisual Observatory).
76 Allee de la Robertsau – F – 67000 Strasbourg, France
Тел.: +33(0)3 90 21 60 00, Факс: +33(0)3 90 21 60 19
Исследовательские компании:
ЗАО «Компания “Невафильм”»
199397, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 33/2 Б
Тел.: +7 812 449 70 70, Факс: +7 812 352 69 69
103051, Россия, Москва, Цветной бульвар, д. 30, Бизнес-центр «Цветной 30»,
офис 307. Тел./Факс: +7 495 694 26 15
«RFilms» (ООО «Инвест Коллегия»)
125009, Россия, Москва, Калашный переулок, д. 14
Тел./Факс: +7 495 690 37 06
ООО «Гротек»
123007, Россия, г. Москва, 3-я Магистральная ул., д. 30.
Тел./Факс: +7 495 609-32-31
Представленные в статьях исследования являются личными мнениями авторов и не мо-
гут рассматриваться в качестве точки зрения Европейской аудиовизуальной обсервато-
рии, ее членов или членов Совета Европы. Данные, собранные из сторонних источников,
приводятся в ознакомительных целях, авторы настоящего отчета не несут ответственно-
сти за способы сбора и справедливость подобных данных.
© Европейская аудиовизуальная обсерватория, сентябрь 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ КИНЕМАТОГРАФИИ В РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . .  .5
1.1 Основы государственной политики в сфере кинематографии в России . . . . . . . . .7
1.2 Система кинообразования в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
1.3 Деятельность организаций кинематографии,
находящихся в государственной собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
1.4 Государственная поддержка международного сотрудничества и ко-продукции . . .23
1.5 Деятельность общественных организаций в сфере кинематографии России . . . . . .25
Глава 2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КИНОИНДУСТРИИ В ЦЕЛОМ . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . .30
Глава 3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВЕТВЕЙ
ОТРАСЛИ КИНЕМАТОГРАФИИ В РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
3.1 Кино- и телепроизводство в России: продюсерские
и производственные компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .43
3.1.1 Структура отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .43
3.1.2 Основные игроки кино- и телепроизводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .57
3.1.3 Инвестиции в кинопроизводство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .63
3.2 Производственные возможности: киностудии
и услуги по аренде оборудования и постпродакшн . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .66
3.2.1 Структура отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
3.2.2 Основные игроки рынка кинопроизводственных услуг . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .75
3.2.3 Основные тенденции и перспективы развития рынка
кинопроизводственных услуг в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
3.3 КИНОПОКАЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . .80
3.3.1 Структура отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .80
3.3.2 Основные тенденции и перспективы развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
3.3.3 Основные игроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
3.4 КИНОДИСТРИБЬЮЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . .94
3.4.1 Структура отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . .94
3.4.2 Основные тенденции и перспективы развития . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .107
3.4.3 Основные игроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .113
3.4.4 Прокат российских фильмов за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
3.5 DVD-ДИСТРИБЬЮЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .120
3.5.1 Структура отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .120
3.5.2 Основные тенденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . .131
3.5.3 Основные игроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
3.6 УСЛУГИ ВИДЕО ПО ЗАПРОСУ В РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . .136
3.6.1 Структура рынка VoD . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .  . . . . . . .136
3.6.2 Технологическое состояние инфраструктуры для развития рынка VoD . . . . .. . . . . .139
3.6.3 Оценка объема рынка VoD . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . .140
3.6.4 Основные сервисы видео по запросу в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
3.6.5 Оценка уровня интернет-пиратства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .148
3.6.6 Выводы о текущем состоянии рынка VoD в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
3.6.7 Тенденции и прогнозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Исследовательские компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
ЗАО «Компания “Невафильм”» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
«RFilms» (ООО «Инвест Коллегия») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
ООО «Гротек» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
Европейская аудиовизуальная обсерватория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158